Что такое вязкость и как она влияет на подбор моторного масла

4/17/2024

Вязкость — одна из самых важных характеристик моторного масла. Этот параметр определяет способность масла образовывать плёнку на поверхности деталей, обеспечивая герметичность их сопряжения и минимизируя трение.

 

Тонкая плёнка моторного масла предохраняет детали двигателя от преждевременного износа и коррозии. Характеристики этого защитного слоя напрямую зависят от вязкости масла.

 

На какие свойства масла влияет вязкость

       Прокачиваемость при низких температурах. Характеризует прохождение масляного потока по системе смазки. Движение должно быть свободным. Не допускается образование сгустков, способных вызвать закупорку масляных каналов.

       Толщина масляной плёнки при высоких температурах и высокой скорости сдвига. Несмотря на нагрев и быстрое перемещение деталей двигателя, защитный слой должен оставаться на поверхности и предотвращать трение.

       Уплотняющая способность. Вязкость должна быть достаточной для оптимального уплотнения зазоров между поршнями и стенками цилиндров двигателя.

 

Как измеряют вязкость

Описать вязкость в численном выражении можно несколькими способами. Динамическая, или абсолютная, вязкость характеризует сопротивление, которое оказывают слои масла при их сдвиге относительно друг друга. Её измеряют в паскаль-секундах. В лаборатории проводятся три испытания вязкости масла по динамике.

 

       CCS (Cold Cranking Simulator)имитатор холодного пуска. На этом стенде масло испытывают при сочетании низкой температуры с высокой скоростью сдвига. В результате узнают максимально допустимую динамическую вязкость масла, при которой кривошипно-шатунный механизм двигателя провернётся. И фиксируют температуру, соответствующую такой вязкости.

       MRV (Mini-Rotary Viscometer) — мини-ротационный вискозиметр. Прибор испытывает масло при низкой температуре и низкой скорости сдвига. Цель теста: убедиться, что насос способен прокачать масло по системе смазки при температуре на 5 °C ниже, чем в испытании CCS.

       HTHS (High Temperature High Shear) — высокая температура в сочетании с высокой скоростью сдвига. Испытание показывает, насколько стабильной остаётся динамическая вязкость масла при реальных условиях работы в двигателе (при температуре 150 °C и скорости сдвига 106 с-1).

 

Для описания свойств масла при высокой температуре и низкой скорости сдвига используется кинематическая вязкость масла: отношение динамической вязкости к плотности. Эта величина показывает время, за которое определённое количество жидкости вытекает через отверстие фиксированного диаметра. Кинематическая вязкость масла измеряется в мм2/с при помощи капельного вискозиметра.

 

Однако появление современных всесезонных масел сделало эту характеристику менее информативной. Из-за добавления в состав полимерных загустителей моторные масла стали неньютоновскими жидкостями, поведение которых кинематическая вязкость масла отражает не в полной мере. Поэтому в дополнение к ней ввели описанный выше параметр HTHS.

 

Большое практическое значение имеет ещё один показатель — индекс вязкости. Его рассчитывают по значениям кинематической вязкости при 40 °C и 100 °C. Эта характеристика показывает степень изменения вязкости в зависимости от температуры. Чем выше индекс вязкости, тем в большем диапазоне температур смазочный материал сохраняет свои свойства. Самыми высокими индексами вязкости обладают базовые масла III, IV и V группы. Синтетические базовые масла III и IV группы используются в производстве моторных масел Lemarc.

 

Классификация вязкости по SAE и как её читать

Спецификация SAE J300 была разработана Американской ассоциацией автомобильных инженеров и благодаря своему удобству получила широкое распространение. На сегодняшний день это единственная признанная во всём мире классификация моторных масел.

 

В основе спецификации SAE — классы, или грейды, вязкости. Для зимних масел используются классы с индексом W (Winter) на основе низкотемпературных тестов CCS и MRV.

       Класс SAE 0W гарантирует прокачивание масла по системе при -40 °C и запуск двигателя при -35 °C.

       Для класса SAE 5W возможно прокачивание масла по системе при -35 °C и запуск двигателя при -30 °C.

       Далее класс повышается по тому же принципу вплоть до SAE 25W.

 

Для летних масел применяются классы без индекса, основанные на данных высокотемпературных тестов (измерения HTHS и кинематической вязкости при 100 °C). В частности, существуют летние классы SAE 20, SAE 30, SAE 40. Чем больше число, тем выше вязкость масла.

 

Сейчас летние и зимние масла практически не выпускаются. Их место заняли всесезонные, для которых применяют комбинированный класс из сочетания летнего и зимнего: например, SAE 5W-30 или SAE 10W-40.

 

Как правильно выбрать масло по вязкости

Необходимость подбирать вязкость моторного масла с учётом поры года и других условий эксплуатации — проблема, которая уходит в прошлое. Качественные современные масла, такие как Lemarc, обладают очень высокими индексами вязкости. Они обеспечивают уверенную защиту в широком диапазоне температур, что делает их универсальными и всесезонными.

 

В таких реалиях действительно важную роль играют только рекомендации производителя. При конструировании мотора инженеры рассчитывают его характеристики под определённую вязкость по SAE. Все допустимые варианты масел указывают в инструкции по эксплуатации автомобиля. Обычно их предлагается несколько. Может быть отдельно оговорено, какой класс вязкости больше подходит для холодного климата, а какой — для жаркого. Соблюдая эти предписания, вы обеспечите двигателю длительный безремонтный срок службы и мощность, заложенную производителем.